понедельник, 13 декабря 2010 г.

Израильские парадоксы

ИЗРАИЛЬСКИЕ ПАРАДОКСЫ
Йоханан Виссер
Недавно британский журналист Питер Хитченс, международный обозреватель популярной лондонской газеты Дейли мейл, опубликовал статью о своем визите в Газу и на так называемый «Западный Берег» (Иудея и Самария). «Истина о ситуации в секторе Газы и Западном Береге состоит в том, — писал он в этой статье, — что здесь множество парадоксов и неожиданностей. И большинство корреспондентов, составляющих новости с Ближнего Востока сообщают, как правило, о том, что лежит на поверхности, не пытаясь разобраться в странных и непонятных им фактах».
Надо сказать, что в своей публикации Питер Хитченс дает честный анализ конфликта палестинцев с израильтянами, что нечасто встречается в западной прессе.
Я вспомнил его общую оценку, когда сам столкнулся с парадоксами в реальной ежедневной жизни Израиля, о которых обычно в международных СМИ не упоминают.
Итак, поговорим о парадоксах, подтверждающих выводы Хитченса.
Как-то раз арабский бизнесмен из Бейт Лехема (город, подконтрольный Палестинской автономии) попросил меня помочь ему эмигрировать в Голландию. По наивности, я предположил, что его желание уехать из страны связано с провалом мирных переговоров с Израилем. Но, как выяснилось, дело было в его бизнесе. Практически всем в этой сфере в Палестинской автономии, по его словам, управляют мафиозные структуры, и как только развивающаяся кампания становится конкурентоспособной, ее стараются задушить.
Поведал он и о том, что «простые» палестинцы, нуждающиеся в госпитализации, не могут позволить себе лечиться в израильских больницах — пребывание в них, даже в самых тяжелых случаях, власти автономии им не оплачивают. Компенсацию за лечение в израильских медицинских учреждениях получают лишь семьи элиты Фатаха.
Впрочем, об этой проблеме я и без него уже знал. Из документального фильма «Бесценная жизнь», в котором идет речь об арабской семье из сектора Газы.
У их четырехмесячного сына обнаружили смертельное генетическое заболевание. В прошлом эта молодая пара, родители мальчика, по той же причине потеряла двоих детей. Теперь, в отчаянии, они обратились к палестинским властям с просьбой помочь оплатить необходимую ребенку операцию в израильской больнице. Но — получили отказ.
Об этом несчастном малыше и о безвыходном положении рассказали в вечерних новостях на десятом канале израильского телевидения. И буквально через 10 минут после передачи, в студию позвонил израильтянин-еврей и предложил свою помощь. В одной из войн с арабами у этого человека погиб сын. И вот, именно он взялся оплатить арабской семье и операцию и период реабилитации.
Не могут не произвести впечатления, на мой взгляд, показанные в этой киноленте душевные терзания молодой арабки-матери, испытывающей по отношению к евреям противоречивые чувства. С младенчества в ее сознание вбивали, что евреи — «детоубийцы». Об этом и многом другом, демонстрирующем жестокость, бесчеловечность евреев, постоянно твердили и твердят в телевизионных передачах, транслирующихся по каналам, которые контролирует Хамас в секторе Газы. То, что открылось ей в реальности, было для нее полной неожиданностью. Спасительную помощь ее ребенку оказал именно еврей. Евреи-врачи делали все возможное, чтобы спасти ее мальчику жизнь. Еврейки-медсестры заботливо ухаживали за ним после операции.
Еще один парадокс израильской (а точнее — арабской; прим. ред.) действительности состоит в том, что та самая женщина, оценив, казалось бы, доброту и человечность, которую проявили израильтяне-евреи по отношению к ее ребенку, не отказалась от мечты, чтобы ее излечившийся сын, когда вырастет, стал шахидом (террористом-смертником) в «святой войне» джихада за Иерусалим…
Обо всем этом западные средства массовой информации предпочитают не сообщать.
Не могу не поделиться здесь впечатлением, которое произвела на меня лекция израильского араба, постоянного автора израильской газеты Джерузалем Пост журналиста Халеда Абу Тоаме, на которой я побывал в конце октября этого (2010) года. Публикации Тоаме в основном посвящены проблемам Газы и «Западного берега». Его лекция представила слушателям взгляд на ситуацию в Израиле, нанеся сокрушительный удар по привычной для мирового сообщества точке зрения на израильско-палестинский конфликт.
20 лет назад, еще до ословских соглашений, он работал на Организацию Освобождения Палестины. Но потом, в какой-то момент принял смелое решение — отбросить ложь и писать только то, что соответствует действительности.
— Беспорядки, которые захлестнули Израиль, — говорил он, — результат соглашений Осло. Концепция была хорошей, но ее реализация привела к катастрофе. И ведущую роль в приближении этой катастрофы сыграла поддержка, которую оказывал Запад Палестинской автономии Ясера Арафата, снабжая ее деньгами и оружием…
— Западные лидеры должны были предвидеть, — продолжал Халед Абу Тоаме, — что Ясер Арафат не использует их помощь по назначению. Если бы не западная помощь, Арафат не посмел бы начать вторую интифаду (известную многим израильтянам под циничным названием «война мирных соглашений Осло»). Важно отметить, что, развязав эту «войну», Арафат и его приближенные преследовали и «внутренние» цели. Они пытались отвлечь внимание палестинцев от необузданной коррупции в палестинских верхах.
Выступая перед слушателями, Тоаме подчеркнул, что Палестинская автономия не имеет мандата на ведение переговоров с Израилем, и ООП никогда не будет заключать с Израилем соглашения.
— Абу Мазен все еще удерживает в своих руках власть только благодаря тому, — отметил он, — что Иудея и Самария находятся под израильским контролем. Как только Израиль оставит регион, здесь начнется кровавая бойня, как это случилось в 2007 году в секторе Газы. Хамас одержит победу. И всем нам понятно, что тогда произойдет…
Часть своей лекции Абу Тоаме посвятил обстоятельному анализу влияния международных средств массовой информации на формирование мирового общественного мнения, обвинив западных репортеров в лицемерии.
— Все очень просто, — объяснял он. — Зарубежные журналисты игнорируют факты, свидетельствующие в пользу Израиля, и пишут лишь о том, что можно преподнести под анти-израильским углом зрения. Сами они живут обычно в Тель-Авиве и наслаждаются всеми свободами, предоставляемыми израильским обществом. И, тем не менее, гневно осуждают Израиль за то, что здесь якобы не соблюдают законы, защищающие права человека. Допускают они и безосновательные утверждения, что свобода печатного слова в Израиле — ограничена. Игнорируя ситуацию в Палестинской автономии, где права человека нарушаются на каждом шагу, а свобода слова в палестинских средствах массовой информации вообще отсутствует. В результате печатная продукция, которую вынужден потреблять весь мир, представляет события на Ближнем Востоке в искаженном виде.
Говоря о Газе, Халед Абу Тоаме высказал свое мнение о той роли, которую играет Египет в поддержке агрессивных намерений Хамаса в секторе Газы.
— В 2007 году Египет, думаю, мог предотвратить победу Хамаса в этом регионе, — говорил он, — но не сделал этого. Не вмешались египтяне и тогда, когда хамасовцы чинили расправу над членами Фатха. И только Израиль помог многим из них избежать казни… Известно, что структуры египетской власти насквозь коррумпированы. Поэтому они и позволяют Хамасу провозить в Газу оружие…
Абу Тоаме также отметил, что так называемая «гуманитарная» помощь Газе, поступающая с Запада, в среднем превышает финансовую поддержку, которую получают десять развивающихся африканских стран, вместе взятые. Но жизнь простых жителей Газы не изменилась к лучшему. И не изменится. Потому что все эти деньги тратятся не на повышение уровня жизни населения.
В конце лекции Халиб Абу Тоаме подчеркнул, что он был и остается мусульманином и не ставит перед собой цель защищать Израиль. Просто он убежден, что журналист должен писать правду и стремиться к объективности в оценке событий, не допуская «двойных стандартов».
Абу Тоаме осознает, что, честно излагая факты, он ставит под угрозу собственную жизнь, но иначе свою профессиональную деятельность не представляет.
Несколько присутствовавших на лекции иностранцев были явно ошеломлены картиной, которую развернул перед ними Тоаме. Меня же, израильтянина, поразило то, что все это мы услышали из уст журналиста-мусульманина.
По дороге домой я вспомнил слова палестинского араба, процитированные в статье Хитченса. Араб с сожалением говорил о «старых, добрых» временах — до начала «мирного процесса».
Почему же в мире так мало журналистов, готовых, как Халиб Абу Тоаме и Питер Хитченс, раскрывать мировому сообществу правду? Ведь это позволило бы Западу понять суть конфликта на Ближнем Востоке. А это, в конечном итоге, повысило бы шансы на урегулирование ситуации в данном регионе.
Материал сайта «Аруц Шева», Израиль
Йоханан Виссер,
аналитик группы «Правда об Израиле»
европейской организации, наблюдающей за достоверностью информации в СМИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий